«Поймёт ли товарищ приезжий?..»

Статьи — 5 август 2015 15:53

Прошёл уже месяц после кинофестиваля «Провинциальная Россия - 2015», но какая-то неудовлетворённость всё теснится в сердце и не даёт покоя. И дело вовсе не в конкурсных кинофильмах, а в том инциденте, который произошёл на сцене ГДК во время церемонии закрытия кинофестиваля и который показал неуважительное отношение к нашей провинции и её представителям. Это с огорчением отмечают и мои коллеги - педагоги.

Всегда ли краткость - сестра таланта?

Все мы, жители Ейска, любим свой город, гордимся его достижениями и огорчаемся его бедами. Но ейские беды и несовершенства - это наши внутренние проблемы, которые нам самим и решать. А гостям города всегда хочется рассказывать о любимом Ейске только хорошее, особенно о том, что ейская земля родила столько великих личностей, прославивших в разных областях (науке и технике, военном деле и космонавтике, медицине и образовании, искусстве и культуре) не только Ейский полуостров, но и всю нашу великую страну. Эти люди - наша гордость, наше национальное достояние.

Но вот все ли гости нашего города и района хотят об этом знать? Нет, далеко не все, что и подтвердилось на церемонии закрытия фестиваля. С самого начала праздничного вечера создалось впечатление, что все выступавшие на сцене представители киноискусства как будто куда-то очень спешили: быстро поднимались на сцену, быстро и кратко говорили, и их речи не отличались ни красотой, ни образностью русского слова. И даже если следовать чеховскому тезису, что «краткость - сестра таланта», то в речевой краткости людей искусства зрители ожидали бы услышать и почувствовать то, о чём говорил Николай Васильевич Гоголь: «…что ни звук, то и подарок - всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…». Нет, ожидания зрителей не оправдались. Как в народе говорят, глаза видели, уши слышали, но сердца не почувствовали.

От зрителей же, согласно сценарию, слово предоставили председателю общественного зрительского жюри Елене Ивановне Котенко, кандидату технических наук, члену-корреспонденту Российской академии космонавтики имени Константина Эдуардовича Циолковского. Но стоило Елене Ивановне начать говорить о Ейске, чтобы познакомить многочисленных зрителей из числа приехавших на отдых в наш город с его уникальной историей и красотой, глубокими православными традициями ейчан и именами выдающихся граждан, как ведущий мероприятия стал её неоднократно прерывать, не позволяя даже сообщить зрителям о предстоящих юбилеях великих наших земляков - Сергея Фёдоровича Бондарчука и Нонны Викторовны Мордюковой, и предложил поскорее назвать лучший, по мнению зрителей, фильм.

Такая бестактность организатора церемонии, по отзывам неравнодушных зрителей-ейчан, а также членов общественного зрительского жюри, вызвала у них чувство неловкости и недоумения: зачем было заранее неоднократно и настойчиво просить человека выступить, чтобы потом его прервать. Ведь это свидетельствовало об отсутствии уважения к выступающему и недопонимании интереса слушателей. Вместе с тем главной целью кинофестиваля провозглашено сохранение духовных ценностей и историко-культурного наследия, при этом у артистов, которых, как было сказано одним из авторитетных выступающих со сцены, мы видим «живьём», молодёжь наша учится общей культуре. Вот молодёжи-то и было бы полезно послушать Елену Ивановну, выступления которой всегда отличаются богатством содержания, информативной насыщенностью, высокой речевой культурой и ориентированы прежде всего на вопросы духовного и нравственного совершенства человека. К тому же Елена Ивановна обладает редким даром зажигать сердца людей новыми идеями и благородными устремлениями.

Ейск и ейчане глазами москвички

Коренная москвичка, Елена Ивановна всей душой полюбила Ейск - родину своего мужа, инженера-горняка, профессора, академика, писателя и поэта Евгения Александровича Котенко. По её воспоминаниям, в начале их семейной жизни она в душе даже ревновала мужа к Ейску, когда он своё свободное от основной работы (добывал стране уран) время посвящал изучению ейской истории и переселения казаков Черноморского войска на Кубань, скрупулёзно разыскивал и собирал по архивам материалы для своих очерков о замечательных людях Ейска. Но потом, когда от Евгения Александровича она узнала, что многие известные всему миру московские сооружения - это дело ума и рук именно ейчан, то и сама прониклась огромным интересом к изучению феномена выдающихся земляков мужа.

Да и как москвичке было не восхититься тем, что и Кремлёвский дворец съездов, и Новоарбатский мост, и спорткомплекс «Олимпийский», и Международный деловой центр «Москва-Сити», и станции метро «Ленинские горы» и «Горьковская», и многое другое проектировал ейчанин Борис Иванович Тхор (1929-2009) - Заслуженный архитектор РСФСР, профессор, академик Российской академии архитектуры, лауреат Ленинской премии и многих отечественных и международных профессиональных премий, автор целого ряда уникальных сооружений, вошедших в историю отечественной архитектуры.

А другой ейчанин, инженер-строитель Стуканов Александр Алексеевич, работая главным технологом на строительстве Останкинской телебашни, за эффективное внедрение его рационализаторского изобретения по созданию монолитного бетона, из которого изготовлена эта уникальная башня, также был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Останкинская телебашня, высота которой насчитывает 540 метров, вошла в строй в 1968 году и была признана в то время самым высоким сооружением в мире (например, высота Эйфелевой башни, построенной в Париже в 1889 году, - 324 метра).

Удивительным открытием для Елены Ивановны, по её словам, стало и то, что с таким интересом прочитанные ею много лет назад книги о жизни царя Петра I и всех других российских царей, а также многие школьные и вузовские учебники истории, создал теперь уже известный всему миру ейчанин - доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей СССР, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Николай Иванович Павленко. Учёный считается одним из самых видных специалистов по истории России XVII-XIX веков (тираж его книг составляет свыше трёх миллионов экземпляров).

15 февраля 2016 года Николаю Ивановичу Павленко исполнится 100 лет, в настоящее время он со своей семьёй проживает в Москве.

И можно ещё долго перечислять знаменитых ейчан, чьи имена (а их почти сто) открыл нам Евгений Александрович Котенко. Открыл для того, чтобы подрастающее поколение не было Иванами, не помнящими родства, а знало свои истоки, гордилось своими земляками, наполняло свои сердца патриотическими чувствами. Виссарион Григорьевич Белинский когда-то говорил, что «зрелище жизни великого человека - прекрасное зрелище: оно возвышает душу, побуждает к деятельности». Благородную миссию Евгения Александровича по патриотическому воспитанию молодёжи продолжает после его смерти неутомимая труженица Елена Ивановна. Она сегодня называет себя, немного перефразировав мужа, «ейчанкой с московской пропиской». В этой женщине покоряет всё: энциклопедичность знаний, нравственная взыскательность, великодушие и огромные организаторские способности. Ведь работая начальником управления науки в системе министерства здравоохранения, она координировала работу 18 ведущих научно-исследовательских учреждений страны.

По специфике своей профессиональной деятельности Елена Ивановна побывала во многих странах, куда её приглашали с докладами по актуальным для всего человечества темам: сохранение здоровья, жизни и высокой работоспособности людей, находящихся в особо опасных условиях (радиационные производства, космические полёты, глубоководные погружения и другие). Её слушали в Париже - в университете Сорбонна, в Вене - в международном агентстве по атомной энергии, в Люксембурге - на международной конференции стран, входящих в НАТО. В то же время она всегда с нетерпением ждала летнего отпуска, чтобы вместе с Евгением Александровичем вновь оказаться в Ейске и вновь прикоснуться к непостижимой тайне проявления в человеке из провинции таланта и гениальности.

Кто есть кто

Но, видимо, московским кинодеятелям трудно понять нашу гордость за своих знаменитых земляков, поэтому из их уст при закрытии кинофестиваля не прозвучали имена ни Бондарчука, ни Мордюковой, не было обращено внимание зрителей на важные для киноискусства юбилейные даты этих выдающихся личностей, Народных артистов СССР: 25 сентября - 95 лет Сергею Фёдоровичу Бондарчуку, а 25 ноября - 90 лет Нонне Викторовне Мордюковой. С каким восторгом отзывался о них своими поэтическими строками Евгений Александрович Котенко: «В мире явится не скоро (не любому по плечу!) тип такого режиссёра, как ейчанин Бондарчук»; «В фильмах не было такого, что, грустна и весела, наша Нонна Мордюкова на экраны принесла». Их артистический и режиссёрский талант признан во всём мире. Для советских людей явилось в своё время оглушительной сенсацией то, что Сергей Бондарчук, один из первых советских кинорежиссёров, за свой фильм-киноэпопею «Война и мир» в 1968 году был награждён Американской академией киноискусства премией «Оскар». А редакционный совет британской энциклопедии «Кто есть кто» включил Нонну Мордюкову в первую десятку самых выдающихся актрис XX века.

Автор и ведущий программы «Серебряный шар» Виталий Вульф оставил о Нонне Мордюковой такие воспоминания: «Все её работы походили на огранённый бриллиант - талант был дан ей природой. Громадный талант, который совмещал в себе возможность показать себя и драматической актрисой, и трагедийной, и лирической, и комедийной. Она умела всё! Она умела соединять несоединимое. Она была настоящая, природная, как будто перед глазами зрителя находилась не актриса, а живой человек, всегда очень ясно, чётко несущая мысль режиссёра».

Ведь и Ейск был выбран местом проведения ежегодных кинофестивалей прежде всего из-за прославленных имён актрис, актёров и режиссёров, сделавших свои первые артистические шаги на сценических подмостках нашего города, - Нонны Мордюковой и Татьяны Пельтцер, Кирилла Шутко и Евгения Червякова, Сергея Бондарчука и Евгения Цимбала. И об этом должны знать зрители, состав которых меняется каждый год, но у них всегда есть свой взгляд на происходящее.

Вот и в этом году из претензий зрителей к кинофестивалю - 2015 отмечу лишь некоторые. Среди представленных конкурсных фильмов не было ни одного выдающегося, сравнимого с уровнем актёрского и режиссёрского мастерства советских киношедевров. А зритель ждёт кинокартин именно высокого художественного уровня, что подтвердил массовый зрительский интерес к внеконкурсной итальянской картине «Вставай и бейся» и к талантливому исполнителю одной из главных ролей, актёру и композитору Алексею Воробьёву. Также зрители сожалеют о том, что они не услышали мнения высокого профессионального жюри о всех показанных картинах, и в особенности о фильме «Ленинград», получившем первую премию. Всё это не способствовало формированию зрительского художественного вкуса и не обогащало духовно.

В своём стихотворении «О красоте» Евгений Александрович Котенко спрашивал: «Поймёт ли товарищ приезжий красоты моих побережий?». Будь наш гениальный земляк жив сегодня, его бы, мне кажется, заинтересовал ответ ещё и на такой вопрос: поймёт ли этот приезжий товарищ красоту души ейчанина, самозабвенно любящего свой отчий край?

Галина ЛОГУНОВА, заслуженный учитель РФ, член общественного зрительского жюри.